ПРИВЫКАНИЕ К ШКОЛЕ ПОСЛЕ
ЗИМНИХ КАНИКУЛ.
Итак, о школьниках, оказавшихся "под
прессом стресса" после каникул. Повторное привыкание к школе протекает для
них непросто.
Есть даже специальный термин –
«стресс после каникул», в результате которого, например, дети чаще начинают
болеть. То во время сборов в школу вдруг обнаруживается, что у ребенка
буквально «на пустом месте» поднялась температура: или вдруг живот прихватило:
или может вдруг, ни с того ни с сего заболеть голова... И прервав этот список
возможных жалоб (одно только перечисление которых потребовало бы отдельной
статьи), задумаемся: в чем же их причина?
Думаете, притворяется чадо, лишь бы в школу не идти? Но, увы, это не так. И
внезапные болезни, возникающие как будто бы на пустом месте, среди полного
благополучия, как гром среди ясного неба - не притворные и не надуманные, а
настоящие, охватывают порой целые классы, как эпидемии - только не
инфекционные, а: психологические. Виноват в них стресс!
Проявления этого коварного «стресса
после каникул» обычно отсроченные. Они дают о себе знать не в первый день после
возобновления школьных занятий, а некоторое время спустя: обычно одну, чаще -
две недели. И потом продолжаясь в течение более длительного времени, как шлейф
стрессовых событий. В популярной литературе эта проблема носит название
«синдром 7-го сентября». Вы скажете, что на дворе - зима, и сентябрь давно
прошел? Но ведь название синдрома не буквальное, а образное. Конечно, в
сентябре, после 3-месячных каникул привыкание ребенка к школе становится
особенно заметным стрессом. Но, увы, одними только сентябрьскими стрессами дело
не ограничивается. Вслед за ними приходят и ноябрьские, и зимние, и весенние: проще
говоря, подобный стресс, хотя и в несколько меньших масштабах, возникает после
любых каникул, в том числе зимних, особенно у младших школьников.
Любое возвращение к школьным
занятиям для ребенка - стресс. Дело в том, что каждый раз, даже после
недельного перерыва в учебе, детский организм «забывает» школьный режим, и
вынужден вновь привыкать к нему. В результате происходит так называемая
регрессия - можно сказать, что в психологическом смысле ребенок становится:
младше. И организм его оказывается еще более уязвимым для стресса. Следствия
разнообразны: здесь и повышенная утомляемость, и нарушения сна, и снижение
аппетита, и вялость, и капризность: вплоть до обострения упомянутых болезней.
Впрочем, все это - лишь описание проблемы. А где же рецепт ее решения?
Первое - и самое простое - четкое соблюдение режима учебы и
отдыха, полноценный и достаточный по продолжительности сон.
Во-вторых,
в первые недели после каникул не нужно быть слишком требовательными к получению
только «5»…
Наконец, в-третьих, исключительно полезными оказываются домашние
оздоровительно-психологические занятия и
игры (хорошо бы с родителями вместе!)
Удачи!!
|